Карта мира

Для начала необходимо заметить, что исследователи сибирского шаманизма в основном упускают из виду один немаловажный факт, а именно, что космогония и духовный мир шамана в своей полноте настольно индивидуален и непередаваем, что адекватно описать его ни один шаман никогда не сможет, ибо это противоречило бы всем его убеждениям. Истины, постигаемые в процессе долгих поисков и экстаза, - слишком сокровенное и невыразимое, чтобы суметь втиснуть все это в узкие рамки текста, пусть и устного. Другим немаловажным фактом является то, что в процессе постепенной деградации всего мира во многом и сами носители шаманизма подвержены этому печальному процессу. Это прекрасно демонстрирует следующий отрывок из камлания:

Смотрите на это, могучее
  войско:
Тамга древних шаманов
В молодую сосну целиком
Как топор до обуха впилась.
Следующих шаманов
На тамгу посмотрите -
В молодую сосну
Острием лезвия топора [она]
  будто впилась.
.......
[Только] кору молодой сосны
Сдирая пробив, прошла.
.......
Упала [тамга], не достигнув
  [сосны на такое расстояние
  как длина] поводьев.
.......
На следующие, нами-шаманами
Наложенные тамги смотрите.
До молодой сосны [и]
Близко не долетают.
.......
Шаманы - потомки наши
Словно чымырчы будут.
(Д.А.Функ "Телеутское шаманство")

Но, несмотря на такую ситуацию, у всех приобщившихся к сокровищнице Сибири еще есть шанс не утратить хотя бы то, что сохранилось; но нас и это не удовлетворяет, мы идем еще дальше и пытаемся достать и привести в порядок то, что, казалось бы, давно погребено под завалами.


Сибирский шаманизм - живая Традиция, причем в меньшей степени устная, а в основном прямая, когда передача Знания идет напрямую от Владык и путем интеллектуального постижения (медитация, наблюдение и т.д.).

Здесь представлена основная карта в шаманской космогонии. Номера только для удобства изложения, вообще же их там быть не должно, ибо все указанные сферы налагаются друг на друга. Грубо говоря, эта карта - одновременно модель Вселенной и человека. Реально же с самого верхнего уровня, уровня метафизики, до самого нижнего эта карта представляет собой модель исследуемой реальности.

1 сфера. Перечислены Миры, из которых состоит Вселенная.

Высший мир - Мир вне времени и пространства. Оттуда прочие Миры зарождаются и туда уходят.

Верхний мир - Мир, где содержатся все вещи, которые появятся в будущем. Они еще не имеют четкой формы, ибо будущее еще не наступило.

Нижний мир - Мир, где хранятся все вещи прошлого, включая и память.

Средний мир - Мир, в котором пребывает человек с рождения и до смерти, также это Мир Природы.

2 сфера. Отношения Миров ко времени.

3 сфера. Владыки Миров.

Тенгри. Отец, Вечное Небо, нигде и везде.

Умай. Мать, первоматерия, Мать-природа, Матушка-земля...

Бай Ульген. Владыка будущего, правитель судеб и предназначений.

Эрлик Хан. Владыка прошлого, хранитель памяти обо всем в мире. Далеко не все в мире подлежит запоминанию, и в такой ситуации Эрлик Хан преградит доступ к нежелательным областям. Шаман может проникать в эти недоступные области. Прочие же неспособны без ущерба для себя вынести столкновения с некоторыми вещами из прошлого.

Надо только сделать замечание насчет Умай. Это единственный Владыка женского рода, причем шаман к ней обращается только при решении проблем приходящих к нему людей. Во всех остальных случаях шаман использует только прочих духов Среднего мира, к Умай не обращается. Входит в контакт только с тремя другими Владыками. Тенгри и Умай - создатели Вселенной, Отец и Мать. Их сыны - братья - Бай Ульген и Эрлик Хан.

4 сфера. Стихии, соответствующие Мирам.

5 сфера. Души человека.

Сюр - тело сновидения. Надо обратить внимание, что физическое тело к этому не относится, ибо оно не может посещать другие Миры. Не имеет самостоятельного значения, как, впрочем, и все остальное из нижнего сектора нарисованного круга. Сюр со смертью растворяется, ибо несет лишь инструментальные функции.

Тёсь - опыт, память, разум, земные наработки. Развивается с рождения до тех пор, пока не разовьется достаточно для того, чтобы убить человека. Поэтому человек смертен. Также называется "низшее Я". После смерти Тёсь уходит в Нижний мир.

Бось - предназначение, судьба. Человек, развивающий эту душу, идет к просветлению. Также называется "высшее Я". После смерти Бось уходит в Верхний мир и остается там, пока заново не родится.

Сус (или Айы) - то, что спит. Когда просыпается, человек становится просветленным, т.е. шаманом. После смерти, если человек просветлен, Сус уходит в Высший мир и череда перерождений прекращается, а Бось становится в ряд духов Верхнего мира.

6 сфера. Символы душ человека.

Человек спустился ниже всех с Неба на Землю и представляет собой самое плачевное зрелище в мире, к тому же уникальное. Поэтому для нижнего мира символизирует себя сам. Но единственный, кто имеет потенцию подниматься, а не опускаться.

Рыба прекрасно освоила водные миры. Помогает ориентироваться между землей и воздухом.

Птица освоила воздушное пространство. Помогает ориентироваться между землей, водой и небом.

Всевидящее око - волк, отсюда брх, или brh, Бурхан - Князь Волк, Бра-х[м]ан, Бер-кам - волк-шаман.

7 сфера.

Тетива - аспект Тенгри. Активное напряжение, намерение, воля, мысль.

Лук - аспект Умай. Материал и опора для творчества, инструмент намерения, форма.

Стрела - сила намерения, энергия, мысль в действии. При рождении - Эли, которая создает 5 вещей человека - 4 души и личную силу Кут. Кут - сила, которой человек может распоряжаться. В человеке есть еще много других энергий, которые им распоряжаются. Например, сексуальная, наркозависимость, эмоции и пр. Когда эти энергии управляют человеком, у него мало Кут и он слаб. Подчиняя эти энергии, человек наращивает свой Кут. При пробуждении Сус Кут человека снова становится Эли, всесильной энергией.

Изначально существует лишь Вечное Небо (Тенгри), и нет ничего отличного от Вечного Неба. Это круг, форму которого нельзя представить. Для воплощения мира Тенгри придает суть круга всем своим замыслам. Сам мир становится кругом. Рождается Небо мира и рождается Земля мира, чтобы заложить изначальное различение на два. Соединяя Небо и землю посредством стрелы, рождаются промежуточные миры - верхний и нижний, между которым устанавливается равновение - древко лука. Появляются четыре мира. Все явления мира суть порождения от лука и тетивы - небесного треугольника, символ которого - ель и весы, которые имеют ту же форму, что три вещи - лук, тетива и стрела. Ель может явить Небо на Земле, олень перенесет обратно, с Земли на Небо.

Обсуждение


(c) DRZ

Hosted by uCoz