Чжоу И: Этап 3

Лян-и. Два начала (двойная церемония)

Дифференциация Мира на Инь и Ян. Зарождение вращения по часовой и против часовой стрелки.

Пока нет еще исполнения приказа, модель мира удобнее всего представляется следующим образом:

Здесь светлое поле переходит в темное по мере удаления от Центра к Периферии. Такое представление помогает понять и тот факт, что с древности божественное символизировалось силами света. По сути же данный символ представляет собой постепенный переход мира от Единого к разделенному, при этом, как мы покажем в дальнейшем, чем дальше от Центра, тем на более многочисленные и мелкие части дробится Единое.

Появившаяся идея разделения должна непременно вступить в действие, иначе ее существование неоправдано с точки зрения телеологии. Если идея разделения представлена кругом, разделенным пополам вертикальной чертой, то исполнение делит круг горизонтальной.

По сути, мы, как и при образовании Оси из Центра, в графическом выражении сменяем позицию с "над центром" на "в центре".

60 Kb

Идея противоположения определенного и беспредельного приводит к исполнению противоположения уже поддающихся описанию вещей. Появляется верх и низ, Небо и Земля, Отец и Мать, активное и пассивное, наполненное и опустошенное, но пока лишь в своей потенции. Иными словами, возникает два начала - Инь и Ян. Ян на символе находится сверху, ибо мы как проявленные и разделенные сущности наблюдаем мир перевернуто, не так, как из Центра. Это данность, которая обусловливает необходимость нашего возвращения в исходную позицию.

10 разделяется в том же направлении, 1 и 0 расходятся в разные стороны.

Вращение приводит нас к следующему:

->

Выше были перечислены варианты развития идеи Инь-Ян сквозь призму пространства. Сквозь призму времени это выглядит так:

Движение точки (по часовой стрелке) обретает свою оборотную сторону в движении круга против часовой стрелки. Это происходит в силу самой основы Бытия: все сущее имеет своего "двойника" - противоположную, или обратную, сущность.

В ускоренном темпе это также выглядит интересным, но по-другому. Мы можем сделать вывод, что при различных позициях восприятия нам высвечиваются разные грани одних и тех же процессов.

При приближении круга у нас создается иллюзия вращения круга против часовой стрелки (сама окружность неподвижна):

Приближение с поворотом по часовой стрелке в статике:

Посмотрим на это в динамике (здесь отчетливо виден эффект двустороннего иллюзорного вращения):

Покажем спрятанные окружности:

Теперь вспомним о Земле:

Ранее мы говорили о двух наших возможных позициях при формировании сакральной символики: "на Северном полюсе" и "над Северным полюсом". Есть и третья позиция, являющаяся производной от двух предыдущих и в то же время определенный импульс, направленный на восстановление нашего утраченного срединного статуса в своей судьбе. Это позиция над центром нашего континента - Евразии (в самом символе данного этапа есть определенное сходство с глобусом). Этим определяются направления двух вторичных сторон света: Запад и Восток. На Оси же, т.е. в двух предыдущих случаях, для нас может существовать (в качестве сторон света, а не ориентации) только Север (то, что над нами) и Юг (то, что под нами). Запад и Юг относятся к Инь, Север и Восток - к Ян. Кстати, это подтверждается всей известной людям историей.

Так Инь, достигая своего предела, должен переходить в Ян, так Ян, достигая своего предела, должен переходить в Инь, в процессе Бытия члены этой пары - Инь и Ян - есть корни друг друга, непрерывно порождающие, преодолевающие, дополняющие, преобразующие друг друга.

Так, есть две фазы движения:

Очевидно, что мы остановимся на первом варианте - со стрелками вверх, ибо предпочтение движения к Северному полюсу имеет под собой не только очевидные причины, но и физические (достаточно вспомнить хотя бы компас и ориентацию на Полярную Звезду).

Итак, "с другой стороны Бытия", т.е. до появления пары Инь-Ян у нас остались три понятия, которые диктуют законы всему, что оттуда выходит:

  1. У-цзи - Беспредельное, Абсолютное
  2. Тай-цзи - Бытие, Актуальное
  3. Периферия - Небытие, Потенциальное.
От самой периферии-окружности до центра Небытие постепенно перерастает в Бытие. Это метафизический уровень. Его "представителем" в Бытии, очевидно, является Тай-цзи, поэтому в источниках говорится о разделении на Инь-Ян именно его. На деле же это не совсем точно. Дело в том, что Периферии как категории в таком ракурсе не представлено. Периферия в таком случае сливается со смыслу с самим Тай-цзи, что также оправдано: окружность определяет "границы допустимого", тот Предел, который определен для потока дифференциации. Ведь если дифференциации не поставить предел, количество сущностей в мире станет беспредельным, свернувшись таким образом в У-цзи. Отсюда "в изменчивости есть Великий предел" (Си цы чжуань)

С другой стороны, испытывать изменения могут только двое из данной троицы, ибо У-цзи не подвержен изменениям. Бытие формирует Мысли, Мысли облекает в Звук (Слова), Звук, сгущаясь, переходит в действие. Это Ян. Из Небытия берется потенциальное (как материал, форма, так и различные сочетания элементов) и используется для построения результатов действия. Это Инь. Так, на данном этапе появляются два числа, соответствующие количеству фундаментальных компонентов уровней мироздания: уровню метафизическому соответствует 3 (три), уровню онтологическому соответствует 2 (два). 3 и 2, 3 = Ян, 2 = Инь. Как видно, в Инь не хватает центрального элемента. Посмотрим, как это можно представить визуально:

Ян (3) Инь (2)

Данное визуальное представление употребляется обычно в композициях друг с другом для составления Гуа. Можно заметить, что черта для Ян "оказалась" образована из единицы разворотом на 90 градусов, а черта для Инь - из круга-нуля при взгляде "сбоку" вместо "сверху", при этом сам круг обозначен как некоторое отверстие в массиве "чего-то". Именно наличие центра в черте (Яо) придает ей активность, субъектность, в то время как отсутствие этого центра делает Яо пассивной, объектной, по сути мертвой, если ее не оживит тот, кто данным центром обладает. Так, сочетаясь в Браке, Отец-Ян и Мать-Инь рождают все сущее. Ибо так и сказано: "Обозначили троицей Небо, двоицей Землю и повели счисление" (Шогуа чжуань). О роли 2 и 3 мы еще поговорим при обсуждении следующего этапа, но подробно остановимся на ней в отдельном исследовании, посвященном 10.

Для графического представления также справедливо следующее оформление:

Ян (белое) Инь (черное)

Круговая символика при этом следующая:

Латинская буква i в качестве Инь-черты используется для удобства, к тому же позволяет легче определить ориентацию: ориентация строго от центра - центр есть начало, в перечислении - первое, фундамент, на котором строится мироздание, при этом исходное положение буква i занимает при "восточном" положении, поэтому Инь-черта на рисунке перевернута "вверх дном", а значит, буква i повернута на 90 градусов по часовой стрелке.

К данным символам мы будем возвращаться еще неоднократно. Сейчас лишь скажем, что, учитывая соответствие предыдущего числа - единицы - Тай-цзи, отныне все четные числа относятся к Инь, нечетные - к Ян. Объяснение этому будет при обсуждении следующего этапа.

А сейчас вернемся к метафизическому уровню. Там, как мы помним, у нас осталось три вещи.

Определенно воплощение данного треугольника мы видим на всех символах, что мы выше продемонстрировали. Если речь идет о движении, то есть два направления движения и покой (третий элемент). Если речь идет о Инь и Ян, то есть граница между ними, Великий Предел, третий элемент, точнее говоря, Великий Предел (Тай-цзи) лежит в сути всего многообразия сочетаний Инь и Ян, задавая ритм, атрибуты, и, главное, залог вечного преобразования Ян в Инь и Инь в Ян. Помимо всего прочего, треугольник представляет собой центральную идею, эссенцию всего сущего, с какой бы стороны мы ни подходили к Сокровенному, к Беспредельному (У-цзи), мы увидим треугольник (нужно понимать не как геометрическую фигуру, а как все многообразие проявлений числа 3). У любого треугольника есть центр, который есть тот самый треугольник, но уровнем выше, в метафизическом же смысле этот центр совпадает с [главной] вершиной треугольника. На символе Центра треугольник представлен собственно центром, окружностью и кругом. Круг (то, что между Центром и Окружностью) и есть то самое Пространство, которого недоставало в противопозиции "Центр - Периферия". Треугольник - самый выразительный символ для числа 3, ибо он, плюс к уже перечисленному, обусловливает равное расстояние между вершинами, иначе говоря, равные стороны. При этом одна из вершин треугольника имеет особое значение, иерархически превалирующее. В данном случае главенствующим является Центр, но мы увидели, что у У-цзи также есть и другое название: Пространство (таким образом У-цзи окончательно "заслонилось" получившейся триадой). Беспредельное, Абсолютное Пространство, священное Мать-Отец, источник и архитектор, Закон и Исполнение. Все исполняется числом 3. Все рождается сочетаниями чисел 2 и 3. Это правило заключено в истинности формулы x = 2a + 3b для любого x, большего 1. У единицы же особый статус: любое Инь-число становится Ян-числом привнесением в число недостающего центра. В данном ракурсе Центр представляется Осью, и недостающие центральные точки на каждом уровне должны восполняться, начиная от самых иньских (удаленных от центра).

На таком "домашнем задании" завершим изложение и прервемся на несколько дней...

Обсуждение


(c) DRZ

Hosted by uCoz