Чжоу И: Этап 2

Тай-цзи. Великий предел.

Разделение Мира на прошлое и будущее, на пространство и время. Изначальная цифра 10. Вертикальная линия - Янское качество на Водах Вечности (Огненный Змий над чашей Вод).

С данного момента начинают проходить параллельно несколько процессов, и мы лишь в силу недостатка письменного изложения коснемся их последовательно.

Появление Центра знаменует собой Начало всякого изменения, ибо для любого изменения необходима точка отсчета. Раз появившись, идея Центра концентрируется настолько, что постепенно доходит до стадии противопоставления Центру Периферии (центр - НЕ центр), ибо у абсолютно любого центра есть периферия, чьим центром и служит рассматриваемая точка, т.е. появляется идея разграничения. Идея разграничения не чего-либо, а идея сама в себе. Никакого реального разграничения еще нет. Эта идея и есть Тай-цзи, по-китайски "Великий Предел". Так, появляется время, некоторая крайне изменчивая субстанция, в отличие от пространства, пределом которого становится точка, разделяющая прошлое (неизменное) и будущее (неопределенное). Здесь же, в предыдущем утверждении, присутствует и еще одно воплощение Предела: пространство (неизменно) и время (изменчиво вплоть до неопределенности), разграничиваемые идеей "здесь и сейчас". Первичное разделение Субъекта и объекта, то есть появление идеи осознавания, ибо некому осознавать, если нет ни Субъекта, ни объекта. Но эти пары еще не сущетсвуют на данном этапе, а содержатся в потенциале в самой идее Предела. Все, что может существовать, имеет свой Предел как отражение Великого Предела. Таким образом, закладывается основа для формирования вещей, ибо Великий Предел - тот принцип, который позволяет существовать вещам в оформленном, т.е. ограниченном, определенном виде. Это определение будет задавать границы любого из объектов, чтобы отделить и различить его среди других. Помимо этого, неподвижный, неизменный Центр противопоставляется подвижной, изменчивой периферии-окружности, но это утверждение содержит изъян, ибо Центр является Пределом периферии, поэтому ни о каком равнозначном противопоставлении не идет речи. Здесь мы имеем дело с разграничением "ограниченности" и "безграничности", и мы не можем внятно говорить о "безграничном" (рассматривавшемся на предыдущем этапе - У-цзи), поэтому там, где возможно, предпочтем отталкиваться от Великого Предела. Точка образует Ось Мира (или Мировое Древо) и таким образом способствует образованию сфер (всего разнообразия миров).

У каждого мира есть свой центр, и все такие центры составляют Ось Мира, которая, проходя через пространство и время, остается неизменным Центром. Это движение нельзя понимать буквально, мы употребляем это слово в силу большой сложности описать миры, существующие в одном и том же месте в одно и то же время. Этот процесс манифестации проходит по нисходящей, т.е. любая точка на Первичной Периферии становится центром для периферии более локальной. Но поскольку всему есть предел, одна из таких периферий, будучи неспособна сменить себя на нечто иное, в нисходящем развертывании "вылетет" в У-цзи в силу того, что количество миров конечно, т.е. определено (при неограниченности = неопределенности количества миров мы автоматически попадаем в У-цзи). Иначе говоря, любая вещь в мире может существовать только тогда, когда она способна изменяться. Изменение суть движение, а движение при сохранении равноудаленности всех вещей от Центра есть вращение. Вращение характерно тем, что при движении любая вещь регулярно попадает в исходную позицию. Данный принцип заложен в самих основах мира: вращение электронов вокруг ядра, вращение планет вокруг Солнца, путь монады по цепи миров, годичный круг, [наблюдаемое] вращение Солнца вокруг Земли, суточные циклы, лунные циклы и так далее. Но ничего этого пока нет, а есть вращение само в себе, прототип, потенция, идея вращения. При этом, подчеркнем еще раз, сам Центр неподвижен, влияя таким образом на последствия движений, на характер Перемен. Таким образом, в самом символе отражена как суть Великого Предела, так и Первопричина всякого изменения.

->

Об изначальной 10 мы планируем в будущем остановиться подробней в отдельном исследовании. Здесь же укажем на двойной смысл символов "10" в данном контексте. Во-первых, здесь впервые рядом указаны два символа, кроме которых на тот момент более никаких не существует. Точка в центре круга воплощается в Ось, проходящую через миры - "1" - Огненный Змий. То, что двигается, двигая за собой и все остальное.

Все остальное поляризуется как пассивная и податливая субстанция - "0" - идеальная форма существования материи. Следующий момент: стоящие рядом "1" и "0" обеспечивают основание для будущей числовой ("нумерологической") системы. Но в таком случае начертание "10" дает в результате "2". Удваиваем "10" - получаем "1010", т.е. 10 в десятичной системе. Очевидно, мы пришли к базовым математическим закономерностям. И это только начало, в дальнейшем мы увидим, что великое множество возникших в результате манифестации вещей могут быть полностью представлены этими двумя символами - "1" и "0". Подчеркнем, что речь не идет о числах 1 и 0. Речь идет о базовых элементах, "кирпичиках", из которых слагается все мироздание. Очевидно, что речь идет о переходе от данного этапа к следующему. Оставим до следующего раза.

Обсуждение

 
Добавлено 23/03/2004

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, нет и понятия еще ни о каких числах. "1" и "0" - символы Центра и Периферии соответственно. Таким образом сакрализируется символ У-зци - "0", перекрываясь тем же символом, но отнесенным ко всему миру, "за исключением" Центра, т.е. к миру в качестве изначальной субстанции (при этом Центр выступает изначальной эссенцией). Но, как мы видели ранее, эти символы уходят корнями в предыдущий этап. Принцип манифестации требует от нас, чтобы на каждом этапе появлялось нечно новое, но не случайно, а строго на основании уже существующего порядка вещей. Говоря о символах, мы и получаем это новое в виде комбинации символов. Что и отражено как в графическом виде (слева), так и в "текстовом" (справа), т.е. символическом, при котором символы для описания следуют друг за другом, а не комбинируются.

Тай-цзи в графике Тай-зци в записи
10

Это влечет за собой важное следствие. До того у нас было ровно одно число, единица. В кодовой записи Тай-цзи фигурирует единица. Нуль числом не является. Это не противоречие, это зарождение идеи противоположности. Одновременно корень любой математики. 10 - еще не число, но уже то, от чего нужно отталкиваться при будущем формировании идеи чисел (во множественном числе).

С другой стороны, заметим, в таблице мы использовали статический символ. Вот динамический символ:

Суть в том, что зарождение времени первично по отношению к зарождению идеи движения, ибо никакого движения в отсутствие понятия временных отрезков быть не может. Здесь мы хотим обозначить некоторые паттерны, присущие традициям, которыми мы ограничиваем наши исследования (см. Необходимое пояснение), ибо одним из постулатов нашего проекта является то, что рассматриваемые традиции своим корнем имеют единую для Севера и Востока Евразии прото-традицию, и нам необходимо найти этот корень.

Один из таких паттернов состоит в восприятии смены времен года как символа священного порядка. Указанный выше символ разбивает колесо времени на две части: прошлое (слева) и будущее (справа), при этом под "прошлым" в контексте года понимается вторая половина года как путь от расцвета к увяданию и смерти, а под "будущим" - первая половина года как путь от зарождения к расцвету. Тот же символизм применим и для суточного цикла. На шаманских бубнах очень часто можно увидеть символику, соответствующую в той или иной степени смыслам, отраженным нами на шаманской карте мира. Там аналогично "прошлому" (Нижний мир) соответствует левая половина круга, а "будущему" - правая. Поэтому периферия вращается "вправо", т.е. по часовой стрелке.

Как сыны Севера мы часто пытаемся смотреть на мир глазами северянина. Встанем мысленно в точку, обозначающую Северный полюс Земли. Мы видим, что все время Солнце обращается вокруг нас, только его высота над горизонтом разная, а иногда его и вовсе не видно. При этом Солнце движется, когда мы его видим, слева направо, из "прошлого" в "будущее". Если мы захотим посмотреть на эту картину на плоскости, мысленно взлетим над Северным полюсом. И увидим, что Солнце обращается вокруг Земли (в данный момент - центр наблюдаемого вращения) по часовой стрелке. И опять это же самое мы видим на символе Тай-цзи: точки окружности двигаются по часовой стрелке, при этом взаимное положение точек неизменно.

Вышеизложенное приводит нас к выводу о том, что при построении и последующем "чтении" символики нам необходимо руководствоваться двумя позициями: Северный полюс (при этом рассматриваемый круг находится в вертикальной плоскости, а сам полюс - в верхней точке) и точка над Северным полюсом (при этом рассматриваемый круг находится в горизонтальной плоскости, а сам полюс - в центре). Мы могли бы взять другой объект для базирования вместо Земли (например, ядро атома, Солнце, центр галактики...), но этого нам не позволяет сделать достаточно сложный доступ к указанным объектам. Северный полюс как базу в контексте Земли мы обсуждать не будем, ибо именно он является источником человеческой цивилизации. Разумеется, мы могли бы взять за основу другую ориентацию, но тогда нам бы пришлось постоянно ее придерживаться, что нас бы непременно запутало при рассмотрении традиционной символики. Наш выбор предельно гармонично вводит нас в контекст сакральной символики прото-рун и шаманских ритуалов. Сразу же подчеркнем и то, что несмотря на то, что данный цикл статей посвящен Чжоу И, т.е. китайской традиции, ориентации мы будем придерживаться следующей, игнорируя китайскую:

Как мы увидим далее, такое игнорирование нам не только не помешает, а, наоборот, поможет понять даже то, что остается неясным при традиционном подходе к исследованию Чжоу И. Плюс к этому избавление от генетических предпочтений китайской нации даст нам возможность выявить такую систему, которая окажется гармонично вписанной в наш собственный цивилизационный контекст. Получив же таким образом два подхода к одной системе и устранив все возможные противоречия, мы вполне сможем получить универсальную систему, которую можно будет применять к различным контекстам, подвергая ее различного рода адаптациям.

Если хорошо поразмышлять надо всем вышеизложенным (на самом деле это совсем мало, но мы многое опустили с целью вернуться к этому позднее, а многое просто в силу экономии времени, ибо на данную тему писать можно очень долго), можно прийти к выводу о достаточно высоком энергетическом напряжении данного этапа. Это так даже в смысле наличия одного (Тай-цзи) и одновременно еще чего-то (Периферия). Данная ситуация предельно неустойчива, недаром в ней заключено "неснимаемое" (для европейского сознания) противоречние, по сути же прямой, категорический импульс, приказ по "началу творения", Логос. Таким образом, мы вплотную подошли к этапу 3.

Обсуждение


(c) DRZ

Hosted by uCoz